В то время как черный госпел находился в достаточно напряженных отношениях с блюзом и ритм-энд-блюзом, его белый «собрат» противопоставил себя деревенской музыке 40-50-х годов: оба эти стиля, как и их исполнители, во взаимодействие практически не вступали. В многоголосом кантри-«хоре» Америки особенно мощно в те годы звучала «фракция» музыки honky-tonk, основными представителями которой были Эрнст Табб, Китти Уэллс, Уэбб Пирс и Летти Фризелл, певшие в основном об изменах, обманах, постельных приключениях, пьянстве и одиночестве.
Сам по себе стиль «хонки-тонк» (англо-амер. Honky tonk — сленг. название небольшого кабачка) — один из ранних стилей негритянского фортепианного джаза, возникший во второй половине ХIХ в. в Новом Орлеане и других городах Юга США. Кроме того, это очень своеобразный саунд, ассоциирующийся со звучанием старого, «разбитого», плохо настроенного пианино. Само исполнение на фортепиано также отличалось некоторой «расхлябанностью» и грубоватостью (что в былые времена, вероятно, было обусловлено соответствующим состоянием артистов, основной «зарплатой» которых была выпивка, да и самой атмосферой танцевально-алкогольного угара, царившего в подобных заведениях). Левая рука пианиста, как правило, была занята исполнением повторяющихся синкопированных фигур аккомпанемента (идущих от буги-вуги), правая – ипровизированием (также с использованием специфических приемов – тремолирование, кластеры и т.д.). Несмотря на то, что традиция хонки-тонк прежде всего связана с инструментальным исполнительством, большую роль играет также вокал.
Однако, новая музыка белых была сильно жестче, с явным блюзовым привкусом, и предназначалась она прежде всего для громоподобных музыкальных аппаратов — джюк-боксов: вой скрипок и pedal-steel-гитары, грохот баса, ритм-гитарная канонада и несложный, но громкий вокал без труда заглушали ресторанный шум.
Сам жанр музыки подразумевал бесхитростность песенных текстов, где традиционно (равно как и в средневековых балладах) повествование велось от третьего лица.
Типичный образ хонки-тонк-культуры — горький пропойца, потерявший счастье, покинутый женщинами и друзьями, променявший дом на бар, а друзей на бутылку, — сам по себе был смачным «плевком» в направлении традиционного кантри, представленного елейно-набожными звездами — Роем Эккаффом и Хэнком Сноу. Последние предпочитали более безобидную тематику — песни о поездах и разных передвижениях по стране («Wabash Cannonball», «Freight Train Blues», «I am moving on»), а если и объяснялись в любви, то исключительно Господу Богу.
Для написания статьи использовались следующие материалы:
музыкальная энциклопедия на www.gromko.ru
Статья Тони Рассела «Рождение рок-н-ролла» газета «Анонс — HOT ROCK» №5 от 1995 г.