Гаучо в Аргентине — такие же культовые персонажи, как ковбои в США, вакеро в Мексике или казаки в России. Самобытные пастухи и ценители породистых лошадей смогли сохранить свою культуру, несмотря на ритм современной жизни Латинской Америки.
Аргентинские гаучо образовались в XVI-XVII веках от браков испанцев с местными индейскими женщинами. Эта социальная группа, как и сам термин gaucho, сформировалась в XVIII веке. Гаучо играли важную роль в заселении Аргентины и Уругвая, войнах за независимость, развитии культуры этих стран. В XIX веке они составляли большинство сельского населения, занимались выпасом рогатого скота и сельским хозяйством
Турист-иностранец, оказавшись в Аргентине, бывает слышит это слово — «гаучо». Примеряет, например, пончо — продавец обязательно скажет: «Это настоящий пончо гаучо»; заказывает чай — официант предложит: «Попробуйте настоящий аргентинский чай гаучо — мате».
Вы обидите аргентинца, если скажите при нем, что гаучо — просто-напросто аргентинский ковбой. Это и на самом деле не так. Гаучо были носителями особой культуры и образа жизни, когда ковбои еще не помышляли о том, что их, обыкновенных пастухов, Голливуд превратит в символ Америки. Так что, скорее, это ковбой — американский гаучо.
Карлос Лисиано, владелец туристической фирмы «Дон Сильвано»: «Раньше аргентинцы на гаучо смотрели косо или старались их не замечать, а теперь гордятся ими, стараются им подражать. Во многом потому, что на гаучо есть спрос у иностранцев. Хотя настоящих гаучо в Аргентине не осталось. А какие есть — все бутафорские».
Толковый словарь «Аргентина» дает сразу несколько объяснений термину «гаучо». Один вариант: «житель аргентинской и уругвайской пампы»; другой: «хороший наездник»; третий: «грубый, невежественный, неотесанный человек»; четвертый, прямо противоположный: «изящный, красивый мужчина»; и, наконец, последний: «хитрый, искусный, умелый». Карлос Ляпьеве, гаучо: «Моя несбыточная мечта — стать настоящим гаучо, таким, как мои предки. Гаучо были абсолютно свободны. Они ни от кого не зависели, ни от общества, ни от государства. Разве что от погоды».
Первые гаучо, судя по всему, были метисами, рожденными индианками от испанцев. Их отказывались признавать и те, и другие. У этих изгоев не было другого выбора, кроме как уходить в пампу — бескрайние, поросшие травой степи, занимавшие всю центральную часть Аргентины. Там они пасли скот и кочевали вслед за стадами с места на место. Гаучо был идеально приспособлен к жизни в пампе. Он мог неделями ночевать под открытым небом, питаться одним мясом. Точнее костями с остатками мяса. Потому что мякоть он продавал. Скот и сегодня — главное богатство Аргентины. Считается, что все местные коровы произошли от семи своих прародительниц и одного быка, привезенных в середине XVI португальцем Гоесу. В пампе, с ее обилием травы, они невероятно размножились. Настоящий гаучо в помощи женщин не нуждался. Он мог и выдоить корову, и теленка у нее принять, и уж, конечно, бычка заарканить. Теперешние с дойкой еще кое-как справляются, но накинуть лассо с первой попытки уже не могут.
Гаучо как самостоятельная группа оставались на исторической арене достаточно долго — с начала XVII до середины XIX века — пока в Аргентине были свободные пастбища. Постепенно большая часть гаучо из свободных скотоводов превращались в наемных пастухов. Хозяева поместий с удовольствием брали их на работу, ведь никто лучше гаучо не умел обращаться со скотом. Карлос Лисиано: «Землевладельцы понятия не имеют, как обращаться с животными, а у гаучо огромный, накопленный поколениями опыт. Поэтому их нанимали и будут нанимать. Кстати, за очень небольшие деньги. Хозяева знают, что без лошади, без пампы гаучо просто не могут жить, и пользуются этим». Есть такое стихотворение про «Медного всадника»: «У Петра Великого, близких — никого, только лошадь, да змея — вот и вся его родня». Почти так же и у гаучо. Его друзья — лошадь, собака, мате и гитара.
Фольклор гаучо занимает особое место в аргентинской культуре. Многие известные писатели и поэты творили в стиле гаучо, делали гаучо героями своих произведений. Хорхе Луис Борхес в стихотворении, которое так и называется — «Гаучо», писал: «Им было знакомо движение звезд, повадки птиц и законы ветров, они помнили форму туч и знали луну в лицо». Карлос Лисиано: «Из известных писателей, работавших в стиле гаучо, можно назвать Хосе Эрнандеса. Его поэму «Мартин Фьерро» знает каждый аргентинец». Быт гаучо был прост и суров. Железо в степи взять негде — и они создали крытую кожей повозку, в которой нет ни единой металлической части. В случае надобности она могла служить передвижным домом. Одежда гаучо — это широкие штаны, куртка с бахромой, шейный платок, широкополая войлочная шляпа и обязательно кожаный пояс, богато украшенный серебряными накладками и монетами.
Аргентина должна быть признательна гаучо и за то, что они переняли у индейцев обычай пить мате. Педро Нуэньес, работник плантации мате: «Чай мате получают из листьев кустарника, который называется «жерба мате». В естественных условиях он может достигать 16 метров в высоту. На плантациях кусты обычно бывают не выше 2 метров. Урожай снимают только зимой. Сначала срезают ветки — от этого куст становится только гуще, а потом уже с них обрывают листья». Индейцы отвар из листьев мате называют «каа» и считают, что он «умножает силы, гасит жажду и проясняет разум». Только одна Аргентина в год потребляет 150 тысяч тонн мате. Стоимость мате зависит не столько от сорта, сколько от технологии обработки листа. Дорогой сушат исключительно на древесном угле. Более дешевый — с помощью электричества.
Пьют мате из специального, сделанного из высушенной тыквы сосуда, который называется «калебас» или «колобас». Его на две трети заполняют листом и заливают горячей, но не кипящей водой. Первую порцию сливают — слишком горькая. Потом можно заваривать еще раз шесть. Металлическая трубочка, через которую потягивают мате, имеет на конце ситечко, чтобы заварка не попадала в рот. В компании «колабас» пускают по кругу, начиная обычно с самого старшего.
Чтобы пить мате, как гаучо, большого умения не надо, а вот владеть конем, как он, дано не каждому. Раз год в пампе устраивались состязания «сортихо», на которые собиралась вся молодежь, а главное — незамужние девушки. К высокой горизонтальной планке подвешивали золотое кольцо. Задача наездника состояла в том, чтобы на всем скаку нанизать кольцо на небольшую деревянную пику. Тот, кому это удавалось, вручал трофей своей избраннице. С этого момента молодые люди считались помолвленными.
Пускай настоящих гаучо в Аргентине не осталось, но ко всему, что связано с их культурой, здесь относятся с трепетом. Один из районов Буэнос-Айреса называют Чикаго не случайно. Чикагские бойни известны во всем мире, а здесь как раз находится рынок скота. Перед рынком находиться памятник гаучо верхом на лошади. И пусть давно коров сюда привозят в специальных трейлерах, это не мешает аргентинцам всех возрастов собираться каждую субботу на площади, чтобы потанцевать, попеть и почувствовать себя свободными от всего на свете — настоящими гаучо
Рубрики: История | Ковбои, кто они? | Ковбой Американский образ фронтира.Ковбои производят в России мраморное мясо