cайт о лошадях
  • Рубрики



  • Блюграсс

    Стиль блюграсс (название которого у нас временами любят переводить на русский, отчего получается полное похабство — голубая трава…[Голубую луну еще бы припомнили…]

    Будете смеяться, но голубая луна к блюграссу имеет прямое отношение :-)) -хотя это типично американский продукт. Можно сказать один из краеугольных камней американской народной музыки.

    Происхождение названия следующее:

    Не знаю, помнит ли кто, но в конце 70-х в СССР вышла шикарная (по тем временам, да и по нынешним, пожалуй, тоже) книга «Земля за океаном», авторы Василий Песков и Борис Стрельников. Два журналиста три месяца колесили по Америке и как результат появилось офигенное, не побоюсь этого слова, издание. На хорошей бумаге, с иллюстрациями, с целой кучей цветных фотографий и самое главное — без идеологической порнографии, каковая присутствовала во всех книгах про Штаты. В библиотеках ее достать было невозможно, ее просто нагло перли оттуда, а в свободной продаже ее естественно не было. Одна глава была посвящена «Штату Голубой Травы», то бишь — Кентукки. Журналюги они были хорошие, но именно они и запустили этот ляп, который пошел кочевать далее везде. Bluegrass по-русски означает обыкновенный сорняк, называющийся мятлик луговой. В другом варианте пырей. Словари до сих пор спорят, что именно. (Если ранним утром, когда солнце только-только всходит выйти на поляну, усеянную этим пыреем, то действительно виден этот голубоватый оттенок у травы). По странной прихоти судьбы, мятлик в бешеных количествах произрастает на зеленых кентуккийских холмах, отчего американцы, не мудрствуя лукаво и окрестили Кентукки «Bluegrass State». Опять же по другой странной прихоти именно в этом штате возник характерный стиль исполнения народных песен, который и назвали блюграссом, то бишь музыкой из <мятликового штата> (а не музыкой <голубой травы>, как ляпнула однажды <Комсомольская Правда>).

    У блюграсса в отличие от других стилей есть очень жесткие рамки. Во-первых, состав инструментов. Это банджо, мандолина, и скрипка-fiddle. (У американов есть четкое разграничение между violin — классической скрипкой в струнных оркестрах, и fiddle — уличной простой скрипкой. Отсюда -уличный скрипач, музыкант, играющий на свадьбах, тогда как «violinist» — это скрипач исполняющий симфоническую музыку) Также в состав входят гитара и гитара-добро.

    Добро (родом из Чехии) — горизонтальная гитара-резонатор, на которой играют металлическим валиком-слайдом и когтями-медиаторами. Очень своеобразный резкий вибрирующий звук, который ни с чем не спутаешь. Нечто вроде гавайской гитары-укулеле, но пожестче. Время от времени используется некое подобие «pedal steel guitar» — 12-струнная гитара на подставке. Иногда в состав входит контрабас. Ударных в блюграссе практически нет, только очень-очень редко используются щеточки (да и то в основном на студийных записях). И главное — все акустическое. Никаких там электрогитар, фузований, жесткого звука.

    Во-вторых, — высокий, временами гнусавый вокал, почти фальцет — т.н. «high lonesome sound» (В 1994 американцы сняли фильм о блюграссе — — Саундтрек к этому фильму — вот отличный образчик блюграсса). И в третьих — в блюграссе исполняются только традиционные вещи. Новаторство не особо приветствуется. То есть если песня отвечает жестким смысловым (никакой политики, только несчастная любовь, драма или трагедия деревенского масштаба, реднеческие страсти Ромео и Джульетты в Аппалачах, корову угнали, самогонка закончилась и т.д.) и музыкальным канонам (два-три куплета, обязательный припев или рефрены, обязательное соло всех инструментов в ходе исполнения) — тогда, пожалуйста. В остальном блюграсс консервативен донельзя. Они электричество (в смысле усилителей на инструменты) освоили скрепя сердце, когда уж совсем нeкуда стало, но до сих пор предпочитают акустику. Отчасти это объяснимо тем что блюграсс-музыканты — люди, как правило, в возрасте. Это вам не молодая разухабистая шпана, которой главное поорать погромче. Чтобы научиться играть на том же банджо, надо долго и упорно сидеть и долбить, долбить, долбить:Брать задницей, проще говоря. А поскольку лучше всего такое монотонное занятие получается у крестьян (кои во всем мире от России до Штатов одинаковы — упертые, консервативные и однообразные), то вот вам и результат. Одного у блюграсс музыкантов не отнять — владения инструментами. Работают они так что рот сам собой открывается. Ну, скрипка ладно, допустим, слыхали всякое. Но вот пассажи на банджо (в блюграссе используется 5-струнное банджо, и ВСЕ играется перебором, в отличие от диксиленд-оркестров где пользуют 4-струнный clawhammer и идет обычный <бой>, как на гитаре) — это что-то. Блюграссменов за одно это можно уважать. Профессионализм виден везде. Добиться того чтобы пальцы скользили вверх и вниз по грифу с легкостью и при этом мелодия шла вариативно — это, знаете ли дорогого стоит. Кому интересно — попробуйте на досуге. То же самое с добро. В отношении гитар — пожалуй, Джо Мафиса и Мерла Тревиса (автор <16 тонн>) никто не переплюнул. Воистину «Guitar Thunder»! Мафис одним из первых в кантри освоил двухгрифовую гитару и на мой взгляд, тому же Пэйджу, стоило бы подвинуться.

    Но, с другой стороны, блюграсс достаточно зануден. Долго слушать его трудно даже для упертых кантри-фэнов. И на первый взгляд достаточно однообразен .

    В блюграссе как раз ценны а) личность исполнителя и б) вариации (но строго в рамках заданной темы). Ответ на вопрос, некоторых нетерпеливых — а к рокабилли-то блюграсс какое отношение имеет. Имеет, имеет. По кранйней мере один блюграсс стандарт намертво впечатал себя в рокабилли. Речь идет, естественно, о незатейливой песенке со словами типа <И вновь надо мной голубая луна родных кентуккийских полей>, правильно, «Blue Moon Of Kentucky», автор Билл Монро. (Вот она <голубая луна>-то :-)) Кто эту песню перепел, объяснять не надо, думаю. Опять же маленькое отступление. Есть фильм <Элвис> с Куртом Расселом, но есть еще и фильм про Элвиса (название, правда подзабыл), даже не фильм а мини-сериал. Элвиса там играет парень, совершенно на него не похожий, ну да не в этом дело. В сериале есть эпизод, когда Элвис в начале карьеры приходит в Гранд Ол Опри и поет на прослушивании эту <голубую луну>. Естественно полный провал, и за кулисами сам Билл Монро, говорит ему злобно ухмыляясь, мол, чувак, нефиг тебе в кантри лезть, возвращайся назад и садись опять за баранку. После чего Элвис, ясное дело, впадает в депресняк, рвет и мечет, и оставляет попытки петь кантровину аж до 70-х. Эпизод, который в принципе имел место быть в жизни Пресли, только совсем не так. Действительно, Элвис после своего неудачного дебюта в Нэшвилле, нарвался на такую фразу, только сказал ему не Билл Монро, а какой-то хмырь (имени сейчас не вспомню) из шоу-бизнеса, которому, ясное дело, было виднее, и который на всех углах хвастался тем что с первого взгляда распознает талант. Элвис на него тогда дико обиделся, и только в 70-х, когда этот свин каким-то чудом прорвался за кулисы к Элвису, и на коленях стал его умолять его простить, Элвис его извинил. Билл Монро, когда Элвис перепел его песню, говорят, ворчал, но отнесся к этому достаточно спокойно, понимая, что его аудиторию этот молодой нахал из Мемфиса не уведет. Монро кстати виделся с Пресли пару раз, дружбы меж ними не было, но отношения были спокойные и приятные — оба видели талантов в друг друге и относились к этом у соответственно. Пресли испонял и другие блюграссовые вещи, а именно — LITTLE CABIN ON THE HILL, I WAS BORN ABOUT TEN THOUSAND YEARS AGO, I WASHED MY HANDS IN MUDDY WATER. (Последнюю также перепел Джонни Риверс)

    <Ньюграсс> — стиль, появившийся в 70-х, как альтернатива архаичному блюграссу. В ньюграссе допускается использование электричества, отджазованность, всякие разные другие вольности.

    Ну и наконец сакраментальный вопрос — что послушать.

    Во-первых, Bill Monroe и Jimmy Martin. Два самых главных блюграссмена. Если Монро всю жизнь оставался консервативным ортодоксом, то Мартин был таким своеобразным блюграсс-хулиганом. Из гитарного — Merle Travis, Joe Maphis. Из классического — Lester Flatt & Earl Scruggs. Из нового — New Grass Revival или же просто зайти на www.mp3.com и пошариться по блюграсс разделу. А еще лучше — всякие сборники типа Legends Of Bluegrass. Дальнейшее копать не стоит ибо интересно оно только самому заблюграссовевшему фанату. Либо искать через Napster. Пара музыкальных тем в блюграссе стали обязательной классикой для кантри гитаристов. Это во первых , которую любит исполнять Брайан Сетцер. (FMB отдаленно можно перевести как <Быстрый танец туманной горы>, в данном контексте «breakdown» — это название быстрого танца, нечто напоминаещее джигу). Композиция звучала в фильме <Бонни и Клайд> в сцене погони. И есть еще классный фильм «Deliverance» — <Избавление>. Как ни странно вышел он пару лет назад на лицензии. Там звучит классическая тема «Duelling Banjos», которую потом перезаписывали тысячи раз. Это музыкальная дуэль банджо и гитары. Вещь стоящая того чтобы ее послушать. Да и фильм рекомендую — такой картины кондового Юга мало можно где увидеть. В принципе это все, наиболее значимое.

    Блюграсс — одно из направлений того, что в России называется «кантри-музыка». В США, строго говоря, такого стиля не существует. Country and Western music, она же Southern and Western music — это собирательное название всего, что игралось белыми на Юге: hillbilly, western swing, country boogie beat, bluegrass и т. п. Блюграсс моложе большинства остальных стилей — он исполняется примерно с 1946-го года и своей кульминации достиг в 50-е (во многих источниках об американской народной музыке мне доводилось встречать противопоставление: bluegrass — old time country music). Свое название стиль получил от простонародного названия штата Кентукки — Blue Grass state — «штат голубой травы». Основателем блюграсса считается кентуккиец Билл Монро (игравший на мандолине), основавший вместе со своим братом Джоном (гитаристом) группу Monroe Brothers. Кроме них блюграсс исполняли такие музыканты, как Эрл Скраггз, Country Jentlemen и многие другие. Блюграсс сильно поспособствовал популяризации народной американской музыки — под его влиянием «кантри» заиграли в больших городах так называемые «городские фольклорные музыканты». Последние, в свою очередь, заложили основу для появившегося вскоре стиля фолк. К концу 50-х — началу 60-х популярность блюграсса заметно упала. Традиционный инструментарий блюграсса — гитара, мандолина, скрипка, контрабас — так же, как и в остальноых направлениях народной музыки. Отличия — редко используются стил-гитара и губная гармошка, зато появился достаточно нетрадиционный для «кантри» инструмент — банджо. Именно быстрые переборы (так называемые «роллы») на банджо придают блюграссу характерное звучание. Кроме того, в отличие от большинства других направлений «кантри», в стиле блюграсс гитаристы играют не пальцами, а медиатором. Как следствие — гитарный аккомпанемент играется по схеме «бас-аккорд» (гитаристы называют этот ритм «бум-чика», он использовался еще в старой кантри-музыке такими музыкантами, как Мэйбл Картер, но в отличие от блюграсса исполнялся пальцами), гитарные соло — в стиле «single string» — «по одной струне». Двух-, трех- и четырехпальцевые штрихи Мерла Трэвиса — Чета Эткинса не применяются.

    Рубрики: Ковбой | Музыка

    Обсуждение закрыто.