Сражение при Литтл-Бигхорн, также известное как Последняя Позиция Кастера – это вооруженное столкновение между объединенными силами индейцев лакота, северных шайеннов и арапахо и 7-м кавалерийским полком Армии Соединенных Штатов под командованием генерала Кастера.
Произошло оно 25 и 26 июня 1876 года неподалеку от реки Литтл-Бигхорн в восточной Монтане.
Это сражение было самым известным событием Великой Войны Сиу 1876-1877 (также известной как война Черных Холмов) и стало убедительной победой индейцев под руководством нескольких известных военных вождей, включая Бешеного Коня.
Седьмой кавалерийский, включая батальон Кастера, отряд из 700 человек под руководством Джорджа Армстронга Кастера, потерпел тяжкое поражение.
Общественное мнение во время Великой Войны Сиу сильно разнилось – от провозглашения Кастера национальным героем до обвинения в его адрес в том, что именно его действия привели к столь сокрушительному поражению.
(см. далее)
После окончания гражданской войны американские поселенцы потянулись на Запад континента, что вызвало войны с проживавшими там индейскими племенами сиу.
В 1875 году Сидящий Бык провел Пляску Солнца, религиозный обряд, символизирующий духовное перерождение участников, тем самым заключив союз с лакота и шайеннами. Во время обряда Сидящий Бык, по многим сообщениям, получил видение, в котором «солдаты падали в его лагерь с неба, как кузнечики».
В это время вооруженные силы США уже осуществляли летнюю кампанию с целью вернуть лакота и шайеннов в резервации, наступая с трех сторон используя пехоту и кавалерию.
Войска американских генералов Терри и Крука вновь вторглись в индейские земли. Индейцам Сиу пришлось сниматься с мест и отступать племенными группами.
В июне колонна генерала Терри, наступая, наткнулась на недавно покинутые пастбища. Собрав совет, Терри решил наступать на юг, куда ушли индейцы, пехотой и артиллерией, в то же время послав кавалерию к верховьям реки Литтл-Бигхорн, чтобы та заперла путь для отступления сиу.
22 июня все 12 рот 7-го кавалерийского полка, отряд индейцев-скаутов и мулы с запасом продовольствия на 15 дней под руководством генерала Кастера выступили. Через два дня, 24 июня Кастер обнаружил следы огромного лагеря и решил совершить ночной марш-бросок, чтобы не дать индейцам скрыться.
Кастер намеревался совершить внезапное нападение на лагерь индейцев утром 26 июня, но получил сообщение, что несколько враждебных индейцев обнаружили следы, оставленные его солдатами. Предположив, что его присутствие стало известным врагу, Кастер решил атаковать поселение без дальнейших задержек.
Скауты предупреждали Кастера о размерах этого лагеря, в частности, скаут Митч Буер сказал: «Генерал, я имел с этими инейцами дело на протяжении последних 30 лет, и это самый большой лагерь, какой мне до сих пор доводилось видеть». Кастер же, тем не менее, был абсолютно уверен, что индейцы не выдержат натиска и разбегутся в разных направлениях.
Утром 25 июня Кастер разделил свои 12 рот на три батальона в ожидании предстоящего столкновения.
Три роты были переданы под командование майора Маркусу Рено,
три – капитану Фредерику Бентину.
Пять рот остались под руководством самого Кастера.
12-я рота, порученная капитану Томасу Макдугалду, должна была эскортировать обоз с провизией и дополнительными боеприпасами.
Рино отступает.
В 15:00 25 июня Рино остановил свою колонну в нескольких сотнях метров от стойбища, приказав спешиться и открыть огонь. Появление врага вызвало смятение в лагере Сидящего Быка: женщины схватили детей и побежали на север, мужчины побросали свои дела, схватили оружие и бросились в сторону врага. Встретив многократно превосходящие силы, Рино приказал отойти в рощицу к реке.
Бешеный Конь повёл индейцев в атаку, они также зашли с флангов в тыл к американцам.
Дав приказ садиться на коней, Рино сказал: «Все, кто хочет спастись, следуйте за мной» и отступил через реку. На отступавших немедленно обрушились шайенны.
Рино решил прорваться на холм на противоположной стороне реки, при отступлении его роты понесли значительные потери: 46 человек погибло, ещё несколько солдат не смогли прорваться на холм, спрятавшись в зарослях.
Поспешность отступления могла быть вызвана гибелью скаута Рено, Кровавого Ножа из племени Арикара – пуля попала ему в голову, забрызгав стоявшего рядом Рено его кровью и мозгом.
Роты заняли оборону на холме, а основная масса индейцев отправилась на север, откуда также раздавались звуки битвы.
Кастер посылает за помощью.
Кастер, двигаясь на север, взобрался на вершину Рино-Хилл, когда отряд Рино уже спешивался для атаки. Увидев истинный размер стойбища индейцев, он послал курьера к Макдугалу с указанием скорее доставить боеприпасы.
Кастер отправил горниста (они исполняли в армии функции посыльных) Мартина на юг, чтобы тот разыскал и привёл роты Бентина. Мартин оказался последним американцем, кто видел живыми солдат колонны Кастера.
Кастера больше волновало, как не дать лакота и шайеннам сбежать, чем как одолеть их. По его собственному наблюдению, переданному потом трубачом Джоном Мартином, Кастер предположил, что индейцы спали в утро битвы, что и привело к тому, что Кастер неверно оценил их численность. Когда он со своими скаутами в первый раз увидел лагерь индейцев, им удалось разглядеть только стадо пони. Смотря с холма, находившегося в 4 км. от лагеря после того, как он разделил силы, Кастер увидел только женщин и нескольких детей, выгонявших на пастбище несколько тысяч лошадей.
Бентин остается с Рино.
На другом берегу потрепанный отряд Рено объединился с колонной капитана Бентина, вызванной посланником Кастера, чтобы доставить боеприпасы (видимо, к этому моменту Кастер уже знал, что ему противостоит целая армия индейцев). Его прибытие вместе с ротой Макдугалла спасло отряд Рено от полного истребления. 14 офицеров и 340 солдат организовали на крутом берегу реки круговую оборону и выкопали траншеи, используя все, что попадалось под руку, включая ножи. Эта практика стала обычным делом в течение последнего года Гражданской войны, когда как северяне, так и конфедераты стали использовать ножи, столовые приборы, походные тарелки и сковороды для рытья полевых укреплений.
В 16:50 не выдержали нервы у друга Кастера, капитана роты «D» Вейра, который самовольно снялся с позиций, покинул Рино и прорвался вниз по течению. Через 20 минут до холма добрался обоз. Получив боеприпасы, Бентин повёл вслед за Вейром остальные роты. Добравшись до вершины , войска увидели над Колхаун-Хилл завесу порохового дыма, откуда на них устремились сотни индейцев. Бентин с боем отступил на Рино-Хилл.
Битва Кастера.
После отбытия Мартина нельзя с уверенностью описать действия Кастера, хотя свидетельства индейцев и археологические экспедиции проливают на них некоторый свет.
Сражение на Колхаун-Хилл, где был Каспер, до этого времени характеризовавшееся перестрелкой и бесплодными попытками атак с обеих сторон, получило новый заряд: прибыл индейский отряд шайеннов-смертников. Они атаковали цепь американцев и, хотя все погибли, дали возможность товарищам второй волной ворваться на позиции не успевавших перезарядить оружие американцев. Капитан Колхаун оттянул в критическое место часть войск с других позиций, что позволило индейцам, вдохновлённым примером смертников, вклиниться в поредевшие ряды его роты.
Численное превосходство врага в рукопашном бою привело к уничтожению соединений Колхауна. Немногие уцелевшие поднялись на вершину холма, где последний рубеж обороны удерживала рота «I» капитана Кеога, чьи солдаты через несколько минут рукопашной схватки отступили на север, к Кастер-Хиллу.
«Последняя Позиция Кастера»
Остатки пяти рот под командованием Кастера сгрудились на холме, позже названном в его честь (также известным как «Последняя Позиция Кастера»), атакуемые двадцатикратно превосходящими их силами. Индейцы отмечали беспрецедентную храбрость обречённых, которой они не ожидали от белых. Солдаты роты «E» пытались прорвать окружение, но были полностью истреблены. На вершине Кастер-Хилл американцы по одиночке противостояли наступавшим индейцам в рукопашных боях. Через несколько минут на холме не осталось ни одного живого американца.
Из всех участников последнего боя пяти рот 7-го кавалерийского полка уцелел лишь Команч — конь Кеога, позже ставший талисманом полка. Ещё во время боя начавшееся скальпирование тел врагов, после разгрома заняло всех воинов.
Около тела Кастера, получившего 2 огнестрельные раны, было найдено 17 стреляных гильз его «ремингтона». У Кастера не был снят скальп, так как никто не хотел признаваться в его убийстве в целях собственной безопасности.
Оборона Рино-Хилл
7 рот держали круговую оборону, страдая от жажды — вылазки к реке не увенчались успехом. Отсутствие информации об отряде Кастера давало пищу версиям о его судьбе, офицеры считали, что он отступил на север к Терри.
Бентин в этом бою проявил хладнокровие и храбрость, неоднократно попадал под огонь, однако отделался тем, что индейской пулей ему пробило каблук сапога. В какой-то момент он лично командовал контратакой, чтобы отбросить индейцев, подползавших в густой траве к укреплениям.
Ночью на холм проникли 17 человек, не сумевших днём отступить из зарослей. Утром 26 июня атаки индейцев продолжились. Жажда осаждённых только усиливалась, и, наконец, 17 добровольцев вызвались добыть воду, что им удалось: четверо с винтовками (все — немцы) прикрывали остальных, наполнивших котелки речной водой.
Узнав о приближении с севера пехотинцев Терри, на закате индейский вождь Сидящий Бык приказал отступить.
27 июня на место битвы прибыла пехота Терри, двигавшаяся осторожно после предупреждений уцелевших скаутов. Весть о разгроме Кастера быстро разнеслась по прериям, некоторые индейские племена покинули резервации, чтобы примкнуть к войску Сидящего Быка.
Разгром Кастера вызвал в США огромный резонанс, малопонятный европейцам из-за локального масштаба битвы. Общество требовало наказать виновных. Было выдвинуто множество гипотез, большинство из которых можно опровергуть. Например, Кастера обвинили в разделении сил, однако, он с успехом применял это прежде.
Имеется мнение, что индейцы в битве имели не только количественное, но и качественное превосходство, поскольку были в большинстве своем вооружены магазинными винтовками, в то время как солдаты 7-го Кавалерийского полка оснащались однозарядной винтовкой Спрингфилда модели 1873, которую не только нужно было перезаряжать после каждого выстрела, но и часто заклинивало при перегреве. Из-за этого солдатам приходилось доставать стреляные гильзы ножом,
что делало винтовки практически бесполезными в затяжном бою. Все это еще более усугублялось тем, что винтовки эти были выданы полку всего за несколько недель до сражения, так что ни у кого не было времени привыкнуть к новому вооружению.
На вооружение винтовка Спрингфилда была принята после сравнения с другими образцами, по иронии судьбы, не в последнюю очередь именно за свою однозарядность – из соображений экономии боеприпасов, поскольку военная доктрина того времени упирала на меткость, а не на плотность огня. Теория о неисправных винтовках подтверждается тем, что на рисунках индейцев, изображающих битву, нарисованы индейцы с луками и стрелами и американцы с кавалерийскими пистолетами.
Что касается индейцев, то для них битва при Литтл-Бигхорн имела далеко идущие последствия – она стала началом конца Индейских войн и их последней сколько-нибудь значимой победой. Индейцы в лагере при Литтл-Бигхорн знали, что победа над небольшим отрядом Кастера не будет концом конфликта. Их разведчики сообщили, что крупное соединение Армии США по-прежнему присутствует в регионе, так что 26 июня сиу и шайенны в спешке собрали лагерь и рассеялись по равнинам.
На месте битвы сегодня разбит мемориальный комплекс. Погибшие солдаты колонны Кастера считаются в США героями. О битве написано множество книг, поставлено спектаклей и снято фильмов.
Рубрики: Исторические личности, места и события | Исторические сюжеты Наружный осмотр лошади. Экстерьер.Движения лошади. Аллюры.