Вся Америка изначально воспринималась европейцами как место для реализации какой ¬либо мечты (т.е. как «утопия»).
«Как состояние ума и как мечта, Америка, существовала задолго до того, как ее открыли…
С первыми сведениями о Новом Свете возникло ощущение, что эти мечты и стремления становятся фактом, географической реальностью, открывающей неограниченные возможности». (Литературная история США)
Только что окунувшаяся в эпоху Просвещения, Европа, была полна самыми разнообразными идеями о новом обустройстве мира. И если в самой Европе для воплощения этих идей в жизнь требовались революции, то неосвоенная Америка представала в глазах европейцев «чистым листом» для творчества.
И они поехали за океан ¬ творить. В качестве иллюстрации к идее Америки как реализованной утопии чаще всего приводят пример пуритан, ¬протестантов, обосновавшихся в колонии Массачусетского залива. Как следует из текстов пуританских проповедей, они считали себя избранными Господом для «строительства Града на Холме» (т.е. представляли миру образец праведной жизни).
Еще одним «святым экспериментом» была колония квакеров Пенсильвания; колония Мэриленд задумывалась ее владельцем лордом Балтимором как «храм для гонимых английских католиков». Мечты поселенцев Виргинии и Каролины были в буквальном смысле более приземленными: их интересовали благоприятные условия для земледелия.
В их глазах неведомая земля являлась настоящей «скатертью-самобранкой»: «Глубокое отвращение ко всякой работе гонит людей в Северную Каролину, где изобильная природа и горячее солнце позволяют им бездельничать всю жизнь… В мягкую погоду они стоят, опершись на изгородь, окаймляющую кукурузное поле, мрачно раздумывая, не стоит ли немного разогреться с мотыгой в руках, но обычно находят предлог отложить это занятие до другого случая», ¬ рассказывал один из первых американских писателей.
Джорджия, основанная в 1732 году, была местом осуществления филантропической утопии Дж. Оглторпа. Она предназначалась для поселения бедняков, доведенных по причине несчастий или недостатка работы до крайности (правда, предварительно они доказывали свое трудолюбие и трезвость). Быт будущих американцев был расписан буквально по мелочам, вплоть до указаний, сколько мыла и лампового масла следует выделять в год колонисту в зависимости от пола и возраста.
Впоследствии открытая земля вновь и вновь воспринималась как место для осуществления очередной идеи. По сути, создание каждого нового штата было очередным воплощением идеала, ¬ как он представлялся первым жителям. Каждый штат устанавливал свои собственные законы, порядки и даже образ жизни (например, мормонский штат Юта одно время боролся за разрешение многоженства; правда, официально новый штат был признан только после отказа от этой затеи).
Но самым грандиозным из проектов, воплощенных на американской земле, оказалось создание нового типа государства. По представлениям отцов¬ основателей, небольшие размеры государства обеспечивали условия для демократии, большие ¬ для международной безопасности. Так были созданы Соединенные Штаты, сильный союз небольших демократических штатов, и новая форма государственного устройства ¬ федерация. Гордость от сопричастности великому делу самостоятельного конструирования судьбы целой нации ¬ особое выражение патриотизма американского народа.
По¬-хозяйски придя на новый континент, поселенцы Америки не только освоили землю ¬они «создали» на ней новое государство по своему вкусу, отмахнувшись от опыта метрополии. Они были исполнены идеей «self¬made», «сделать себя самостоятельно» с момента собственного рождения.
«Эмиграция и поселение были осуществлены за счет нашей собственной крови и состояния без помощи богатств или мощи Великобритании», ¬ так гласил первый вариант Декларации независимости.
Американские пионеры считали себя не столько первопроходцами, сколько творцами¬ экспериментаторами. Вольное приграничное население по собственной инициативе формировало государственный аппарат новых штатов, чтобы не жить в царстве ножа и револьвера (как было сказано на одном из «учредительных» митингов в лагере золотодобытчиков в Кордильерах).
Будущие американцы пришли в Америку как хозяева и они сами знали об этом. Подобным установкам соответствовали условия фронтира с его свободой, индивидуализмом, равенством: идеалы нового государства совпали с реалиями жизни фронтира.
Так фронтир стал американским национальным символом.