Профессия ковбоев возникла в США в 60-х гг XIX века вместе с развитием пастбищного скотоводства на малозаселенных просторах Запада и среднего Запада. Большая часть жизни настоящего ковбоя проходила за работой на ранчо (скотоводческой ферме) или выпасе. В большинстве случаев сами ковбои не владели ни ранчо, ни скотом, а были наемными рабочими.
Хозяин ранчо («патрон», «ранчеро», исп. вариант – «хефе» (шеф, босс) мог нанимать от 3-5 до 10 -15 ковбоев (в зависимости от размера владений, количества скота и объема работы, которая должна быть выполнена).
Заработная плата ковбоев была невелика и колебалась от 10-15 (на небольших скотоводческих фермах) до 20-25 долларов в месяц (на более развитых и крупных ранчо). Иногда, особенно в зимнее время года, ковбои работали просто за еду и крышу над головой.
Взаимоотношения между работниками и хозяином ранчо в различных случаях складывались по-разному – все зависело от воспитания, привычек и взглядов на жизнь «патрона». В большинстве случаев это были партнерские отношения – хозяин и работники ели за одним столом, вместе выполняли работу и т.д. Однако чем крупнее было хозяйство, тем большая дистанция выдерживалась между наемными рабочими и владельцем ранчо.
На многих скотоводческих фермах также имелся управляющий (по исп. – сегундо, что означает «второй», т.е. второй человек после хозяина). В обязанности управляющего входило решение всех хозяйственных и финансовых вопросов, а также наем и увольнение ковбоев. Немаловажной фигурой на ранчо являлся и повар (cook). В те времена хороший повар в ковбойском лагере ценился очень высоко. Если же повара по каким-то причинам не было, еду для ковбоев готовили жена и дочери ранчеро.
В обязанности самих ковбоев входил объезд территории ранчо, поиск отбившихся от стада коров, клеймение молодняка, ремонт оград и перегон скота на продажу.
В те времена, когда пастбища на Западе были неогороженными, очень часто скот с разных ранчо смешивался и пасся вместе. Поэтому каждую весну приходилось проводить загон для брендинга (таврения или клеймения) и раздела скота. Эта работа была не из легких – весь скот, разбредшийся по огромной территории, нужно было загнать в одно место, и разобраться, какая корова кому принадлежит. Это определялось по оригинальным клеймам, которыми каждый ранчеро метил свой скот. Обычно в загоне участвовали ковбои со всех окрестных ранчо. Главными принципами проведения раздела на Западе всегда являлась справедливость и доверие друг другу. Так же совершались и сделки. Тысячи голов скота продавались и покупались со слов хозяина стада, но в случае если человек говорил неправду, по неписанному закону Запада, он раз и навсегда лишался возможности вести дела с честными людьми. В этой полной опасностей стране, где зачастую жизнь человека зависела от порядочности партнера, никто не желал иметь дело с тем, кому нельзя доверять. Поэтому уличение во лжи всегда считалось на Западе самым страшным оскорблением.
Для участия в загоне ковбой должен был обладать определенной сноровкой. Именно благодаря ежегодным загонам и родился знаменитый вестерн-спорт – родео.
Работа на тропе (перегон) была еще тяжелее, чем повседневная работа на ранчо, и уж куда более опасная. За перегон платили хорошие деньги, но отрабатывать их, в буквальном смысле приходилось потом и кровью.
Прежде чем отправится в путь, молодых бычков сгоняли в гурт, который мог насчитывать от 3000 до 5000 голов. Нередко гурт собирался из животных с нескольких ранчо. Перегонять скот таким образом было проще и безопаснее, так как в этом случае в перегоне участвовало больше народу. Бывало, что в гурт попадал чужой или бесхозный бычок – «маверик» (бродяга). Такой скот метили местным клеймом.
Организовывался перегон следующим образом: впереди ехал «ranahan» или «ranny» — опытный ковбой, направляющий вожака стада, за которым следовали остальные животные. По бокам стадо окружали остальные ковбои «lead riders» и «swing riders» — головные, поворотные и фаланговые, которые следили за общим передвижением стада и возвращали в гурт отбившихся. Сзади за животными присматривали замыкающие – «tail riders» или «drag riders». На перегоне ковбои меняли лошадей 2-3 раза за день. Запасные лошади (remuda) были собраны в отдельный табунок, за которым присматривал wrangler (рэнглер) – молодой ковбой, осваивающий ремесло.
В день стадо проходило не более 25 км (15 миль). Для перегона предпочитались тропы на открытой местности, так как холмы и леса увеличивали риск нападения скотокрадов и диких зверей. К 1870 г ковбойские тропы имели вид хорошо наезженных дорог длиной 1700 км (750 миль) и шириной 400 м (1300 футов). Скот перегонялся на железнодорожные станции в Абелин и Додж-Сити, где продавался и отправлялся для забоя на восток.
Работа на тропе была рутинной, трудной и опасной. Большая часть ее приходилась на летнее время года, дни были жаркими и долгими. Ковбои работали от рассвета до заката, постоянно рискуя быть затоптанными ошалевшим с перепугу скотом, утонуть в бурной, разлившейся после дождя реке, погибнуть от укуса гремучей змеи. Засуха, пыль и суровые климатические условия также добавляли проблем. Вода всегда была дефицитом. Под палящим солнцем ее нехватка грозила верной смертью от обезвоживания, как животным, так и людям. А пыльные бури и ночные грозы могли распугать и обратить в паническое бегство все стадо.
В конце перегона, по прибытии в город, ковбои получали жалование и могли отдохнуть. Но, вопреки фильмам, далеко не все шли прямиком в салун. Прежде всего, большинство ковбоев старались принять ванну, выбросить износившуюся одежду и купить новую, починить конскую амуницию. На это уходила большая часть денег. Только потом ковбои шли тратить то, что осталось на виски и прочие развлечения. Но отдых был не продолжительным. Погуляв несколько дней, ковбои вновь нанимались на работу.
В 1880-х гг, когда закончилась эра открытых пастбищ и суровая зима положила конец свободному выпасу, работа ковбоев изменилась. Большую часть года они оставались теперь на одном ранчо, занимаясь брендингом, выращиванием скота и починкой проволочных изгородей. Со временем ветви железнодорожных полотен протянулись до самых отдаленных ранчо, избавив от необходимости перегонять стада на дальние расстояния.