cайт о лошадях
  • Рубрики



  • Гаучо

    gaucho1Гаучо в Аргентине — такие же культовые персонажи, как ковбои в США, вакеро в Мексике или казаки в России. Самобытные пастухи и ценители породистых лошадей смогли сохранить свою культуру, несмотря на ритм современной жизни Латинской Америки.

     

    Аргентинские гаучо образовались в XVI-XVII веках от браков испанцев с местными индейскими женщинами. Эта социальная группа, как и сам термин gaucho, сформировалась в XVIII веке. Гаучо играли важную роль в заселении Аргентины и Уругвая, войнах за независимость, развитии культуры этих стран. В XIX веке они составляли большинство сельского населения, занимались выпасом рогатого скота и сельским хозяйством

     

    Турист-иностранец, оказавшись в Аргентине, бывает слышит это слово — «гаучо». Примеряет, например, пончо — продавец обязательно скажет: «Это настоящий пончо гаучо»; заказывает чай — официант предложит: «Попробуйте настоящий аргентинский чай гаучо — мате».

    Вы обидите аргентинца, если скажите при нем, что гаучо — просто-напросто аргентинский ковбой. Это и на самом деле не так. Гаучо были носителями особой культуры и образа жизни, когда ковбои еще не помышляли о том, что их, обыкновенных пастухов, Голливуд превратит в символ Америки. Так что, скорее, это ковбой — американский гаучо.

    Карлос Лисиано, владелец туристической фирмы «Дон Сильвано»: «Раньше аргентинцы на гаучо смотрели косо или старались их не замечать, а теперь гордятся ими, стараются им подражать. Во многом потому, что на гаучо есть спрос у иностранцев. Хотя настоящих гаучо в Аргентине не осталось. А какие есть — все бутафорские».

    Толковый словарь «Аргентина» дает сразу несколько объяснений термину «гаучо». Один вариант: «житель аргентинской и уругвайской пампы»; другой: «хороший наездник»; третий: «грубый, невежественный, неотесанный человек»; четвертый, прямо противоположный: «изящный, красивый мужчина»; и, наконец, последний: «хитрый, искусный, умелый». Карлос Ляпьеве, гаучо: «Моя несбыточная мечта — стать настоящим гаучо, таким, как мои предки. Гаучо были абсолютно свободны. Они ни от кого не зависели, ни от общества, ни от государства. Разве что от погоды».

    NELS120786-TRIBES-GAUCHOS-010

    Первые гаучо, судя по всему, были метисами, рожденными индианками от испанцев. Их отказывались признавать и те, и другие. У этих изгоев не было другого выбора, кроме как уходить в пампу — бескрайние, поросшие травой степи, занимавшие всю центральную часть Аргентины. Там они пасли скот и кочевали вслед за стадами с места на место. Гаучо был идеально приспособлен к жизни в пампе. Он мог неделями ночевать под открытым небом, питаться одним мясом. Точнее костями с остатками мяса. Потому что мякоть он продавал. Скот и сегодня — главное богатство Аргентины. Считается, что все местные коровы произошли от семи своих прародительниц и одного быка, привезенных в середине XVI португальцем Гоесу. В пампе, с ее обилием травы, они невероятно размножились. Настоящий гаучо в помощи женщин не нуждался. Он мог и выдоить корову, и теленка у нее принять, и уж, конечно, бычка заарканить. Теперешние с дойкой еще кое-как справляются, но накинуть лассо с первой попытки уже не могут.

    Гаучо как самостоятельная группа оставались на исторической арене достаточно долго — с начала XVII до середины XIX века — пока в Аргентине были свободные пастбища. Постепенно большая часть гаучо из свободных скотоводов превращались в наемных пастухов. Хозяева поместий с удовольствием брали их на работу, ведь никто лучше гаучо не умел обращаться со скотом. Карлос Лисиано: «Землевладельцы понятия не имеют, как обращаться с животными, а у гаучо огромный, накопленный поколениями опыт. Поэтому их нанимали и будут нанимать. Кстати, за очень небольшие деньги. Хозяева знают, что без лошади, без пампы гаучо просто не могут жить, и пользуются этим». Есть такое стихотворение про «Медного всадника»: «У Петра Великого, близких — никого, только лошадь, да змея — вот и вся его родня». Почти так же и у гаучо. Его друзья — лошадь, собака, мате и гитара.

    gaucho (1)

    Фольклор гаучо занимает особое место в аргентинской культуре. Многие известные писатели и поэты творили в стиле гаучо, делали гаучо героями своих произведений. Хорхе Луис Борхес в стихотворении, которое так и называется — «Гаучо», писал: «Им было знакомо движение звезд, повадки птиц и законы ветров, они помнили форму туч и знали луну в лицо». Карлос Лисиано: «Из известных писателей, работавших в стиле гаучо, можно назвать Хосе Эрнандеса. Его поэму «Мартин Фьерро» знает каждый аргентинец». Быт гаучо был прост и суров. Железо в степи взять негде — и они создали крытую кожей повозку, в которой нет ни единой металлической части. В случае надобности она могла служить передвижным домом. Одежда гаучо — это широкие штаны, куртка с бахромой, шейный платок, широкополая войлочная шляпа и обязательно кожаный пояс, богато украшенный серебряными накладками и монетами.

    Аргентина должна быть признательна гаучо и за то, что они переняли у индейцев обычай пить мате. Педро Нуэньес, работник плантации мате: «Чай мате получают из листьев кустарника, который называется «жерба мате». В естественных условиях он может достигать 16 метров в высоту. На плантациях кусты обычно бывают не выше 2 метров. Урожай снимают только зимой. Сначала срезают ветки — от этого куст становится только гуще, а потом уже с них обрывают листья». Индейцы отвар из листьев мате называют «каа» и считают, что он «умножает силы, гасит жажду и проясняет разум». Только одна Аргентина в год потребляет 150 тысяч тонн мате. Стоимость мате зависит не столько от сорта, сколько от технологии обработки листа. Дорогой сушат исключительно на древесном угле. Более дешевый — с помощью электричества.

    8d80NI7B

    Пьют мате из специального, сделанного из высушенной тыквы сосуда, который называется «калебас» или «колобас». Его на две трети заполняют листом и заливают горячей, но не кипящей водой. Первую порцию сливают — слишком горькая. Потом можно заваривать еще раз шесть. Металлическая трубочка, через которую потягивают мате, имеет на конце ситечко, чтобы заварка не попадала в рот. В компании «колабас» пускают по кругу, начиная обычно с самого старшего.

    Чтобы пить мате, как гаучо, большого умения не надо, а вот владеть конем, как он, дано не каждому. Раз год в пампе устраивались состязания «сортихо», на которые собиралась вся молодежь, а главное — незамужние девушки. К высокой горизонтальной планке подвешивали золотое кольцо. Задача наездника состояла в том, чтобы на всем скаку нанизать кольцо на небольшую деревянную пику. Тот, кому это удавалось, вручал трофей своей избраннице. С этого момента молодые люди считались помолвленными.

    Пускай настоящих гаучо в Аргентине не осталось, но ко всему, что связано с их культурой, здесь относятся с трепетом. Один из районов Буэнос-Айреса называют Чикаго не случайно. Чикагские бойни известны во всем мире, а здесь как раз находится рынок скота. Перед рынком находиться памятник гаучо верхом на лошади. И пусть давно коров сюда привозят в специальных трейлерах, это не мешает аргентинцам всех возрастов собираться каждую субботу на площади, чтобы потанцевать, попеть и почувствовать себя свободными от всего на свете — настоящими гаучо

    Рубрики: История | Ковбои, кто они? | Ковбой

    Обсуждение закрыто.